Intel 8080/Коды команд

Материал из Emuverse
Этот документ создан для Emuverse и распространяется на условиях лицензии CC-BY-SA-3.0.

Таблица кодов

Код2 Код16 Данные Команда Действие Флаги Такты
Группа 00
00 000 000 00   NOP     4
00 001 000 08   ?    
00 010 000 10   ?    
00 011 000 18   ?    
00 100 000 20   ? (8085: RIM) 8085: READ INT MASK    
00 101 000 28   ?      
00 110 000 30   ? (8085: SIM) 8085: SET INT MASK    
00 111 000 38   ?      
00 RP1 001     DAD RP HL <- HL + RP   4
00 RP0 001   DATA16 LXI RP, DATA16 RP <- DATA16   10
00 0R0 010     STAX [R], A [R] <- A   7
00 0R1 010     LDAX A, [R] A <- [R]   7
00 100 010 22 ADDR16 SHLD ADDR16 [ADDR16] <- HL   16
00 101 010 2A ADDR16 LHLD ADDR16 HL <- [ADDR16]   16
00 110 010 32 ADDR16 STA ADDR16 [ADDR16] <- A   13
00 111 010 3A ADDR16 LDA ADDR16 A <- [ADDR16]   13
00 RP1 011     DCX RP RP <- RP-1   5
00 RP0 011     INX RP RP <- RP+1   5
00 SSS 100     INR SSS SSS <- SSS+1   5/10
00 SSS 101     DCR SSS SSS <- SSS-1   5/10
00 DDD 110   DATA8 MVI DDD, DATA8 DDD <- DATA8   7/11
00 000 111 07   RLC CY+A LEFT   4
00 001 111 0F   RRC CY+A RIGHT   4
00 010 111 17   RAL CY+A CYCLE RIGHT   4
00 011 111 1F   RAR CY+A CYCLE LEFT   4
00 100 111 27   DAA     5
00 101 111 2F   CMA A <- NOT A   4
00 110 111 37   STC CY = 1   4
00 111 111 3F   CMC CY <- NOT CY   4
Группа 01
01 110 110 76   HLT     7(?)
01 DDD SSS     MOV DDD, SSS DDD <- SSS   5/7
Группа 10
10 000 SSS     ADD SSS A <- A+SSS   4/7
10 001 SSS     ADC SSS A <- A+SSS+CY   4/7
10 010 SSS     SUB SSS A <- A-SSS   4/7
10 011 SSS     SBB SSS A <- A-SSS-CY   4/7
10 100 SSS     ANA SSS A <- A AND SSS   4/7
10 101 SSS     XRA SSS A <- A XOR SSS   4/7
10 110 SSS     ORA SSS A <- A OR SSS   4/7
10 111 SSS     CMP SSS COMPARE A, SSS   4/7
Группа 11
11 XXX 000     RETIF RETURN IF XXX IS TRUE   5 (10)
11 RP0 001     POP RP     10
11 001 001 C9   RET     10
11 011 001 D9   ?    
11 101 001 E9   PCHL JMP [HL]   5
11 111 001 F9   SPHL SP <- HL   5
11 XXX 010   ADDR16 JMP IF ADDR16 JUMP IF XXX IS TRUE   10
11 000 011 C3 ADDR16 JMP ADDR16     10
11 010 011 D3 PORT8 OUT PORT8 [PORT8] <- A   10
11 011 011 DB PORT8 IN PORT8 A <- [PORT8]   10
11 100 011 E3   XTHL [SP] <-> HL   18
11 101 011 EB   XCHG DE <-> HL   4
11 110 011 F3   DI INT DISABLE   4
11 111 011 FB   EI INT ENABLE   4
11 XXX 100   ADDR16 CALLIF ADDR16 CALL IF XXX IS TRUE   11(17)
11 RP0 101     PUSH RP     11
11 001 101 CD ADDR16 CALL ADDR16     17
11 011 101 DD   ?    
11 101 101 ED   ?    
11 111 101 FD   ?    
11 000 110 C6 DATA8 ADI DATA8 A <- A+DATA8   7
11 001 110 CE DATA8 ACI DATA8 A <- A+DATA8+CY   7
11 010 110 D6 DATA8 SUI DATA8 A <- A-DATA8   7
11 011 110 DE DATA8 SBI DATA8 A <- A-DATA8-CY   7
11 100 110 E6 DATA8 ANI DATA8 A <- A AND DATA8   7
11 101 110 EE DATA8 XRI DATA8 A <- A XOR DATA8   7
11 110 110 F6 DATA8 ORI DATA8 A <- A OR DATA8   7
11 111 110 FE DATA8 CPI DATA8 COMPARE A, DATA8   7
11 NNN 111     RST NNN INT NNN   11

Расшифровка сокращений

DDD, SSS
  • 000=B
  • 001=C
  • 010=D
  • 011=E
  • 100=H
  • 101=L
  • 110=М (т.е. [HL])
  • 111=A
R
  • 0=BC
  • 1=DE
RP
  • 0=BC
  • 1=DE
  • 2=HL
  • 3=SP или PSW (Status word) для PUSH/POP
XXX
  • 000: NOT ZERO
  • 001: ZERO
  • 010: NOT CARRY
  • 011: CARRY
  • 100: NOT PARITY
  • 101: PARITY
  • 110: POSITIVE
  • 111: NEGATIVE

Размещение двухбайтовых адрессов в памяти

Для всех трёхбайтовых команд (CALL, JMP, STA, ...) второй байт команды содержит младший байт, третий байт команды - старший байт. Т.е. команда LXI BC, 0x00ff будет состоять из трёх байт в такой последовательности 0x01 0xff 0x00.

Операции со стеком

16 байтный регистр SP служит указателем на вершину стека. Помещение 16 байтного значения в стек происходит следующим образом: 1. SP декрементируется; 2. старший байт заносится в ячейку памяти по адресу на который указывает SP; 3. SP декрементируется; 4. младший байт заносится в ячейку памяти по адресу SP.

Извлечение 16 байтного значения в стек происходит следующим образом: 1. из ячейки по адресу SP извлекается младший байт; 2. SP инкрементируется; 3. из ячейки по адресу SP извлекается старший байт; 4. SP инкрементируется.

Начальное состояние процессора

После подачи сигнала RESET процессор обнуляет регистр PC. Все остальные регистры остаются не изменными. Если RESET происходит в начальный момент работы процессора, все регистры содержат случайные величины.