Интеллект-02

Материал из Emuverse
Версия от 06:01, 26 октября 2019; Nzeemin (обсуждение | вклад) (Индикаторы и клавиатура)

(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск
Creative-Commons.png Этот документ создан для Emuverse и распространяется на условиях лицензии CC-BY-SA-3.0.

Интеллект-02 — советский игровой компьютер на основе процессора КР580ВМ80А. Корпус в виде шахматной доски, над которой расположен слот картриджа, внизу индикаторы и клавиатура. Программа работы задавалась ПЗУ в виде картриджа. Разработано, предположительно, в Львовском НИИ БРЭА.

Иллюстрация к новости в журнале «Радио»

Устройство описано в журнале «Радио» 1983 № 9:

«ИНТЕЛЛЕКТ-02» Универсальное микропроцессорное устройство «Интеллект-02» предназначено для выполнения функций партнера в интеллектуальных играх, а также использования в шахматном спорте для тестирования профессиональных способностей шахматистов. Оно реализует следующие игровые программы: калах, гран, НИМ-1, НИМ-2, СМЭШ, куспак, шахматы и русские шашки (II спортивный разряд), нарды, уголки, крестики-нолики, шашки рэндзю, тест-программы для определения интеллектуальных способностей шахматистов. Нужную программу выбирают установкой соответствующей кассеты. «Интеллект-02» может быть использован также в качестве игрового автомата в клубах, парках, домах отдыха и санаториях. Ориентировочная цена — 300 руб.

Технические характеристики

  • Процессор: КР580ВМ80А
  • Ввод-вывод: КР580ИК55
  • Память: ОЗУ 1 КБ (8 × КР565РУ2) — в адресном пространстве адреса f000h-f400h
  • Вывод:
    • Четыре 7-сегментных индикатора
    • Два светодиода («вы выиграли», «вы проиграли»)
    • Динамик
  • Ввод:
    • Клавиатура: 16 клавиш в два ряда по 8 клавиш

Индикаторы и клавиатура

                    ___   ___    ___   ___     СБ   ВИ   ПП   A1   B2   C3   D4   E5
 вы выиграли  ( )  |   | |   |  |   | |   |   [  ] [  ] [  ] [  ] [  ] [  ] [  ] [  ]
                   |   | |   |  |   | |   |    ВВ   СТ   УИ   F6   G7   H8    9    0
 вы проиграли ( )  |___| |___|  |___| |___|   [  ] [  ] [  ] [  ] [  ] [  ] [  ] [  ] 

Расшифровка названий клавиш:

  • СБ — сброс (reset)
  • ВВ — ввод (input)
  • ВИ — выбор игры (game select)
  • СТ — стирание (erase)
  • ПП — просмотр позиции (view position)
  • УИ — уровень игры (game level)

Порты

На чтение
  • f4h — порт A КР580ИК55, клавиатура, 255 — нет нажатия

Скан-коды клавиатуры:

   СБ   ВИ   ПП   A1   B2   C3   D4   E5
  [  ] [bf] [  ] [f1] [f2] [f3] [f4] [f5]
   ВВ   СТ   УИ   F6   G7   H8    9    0
  [df] [7f] [fa] [f6] [f7] [f8] [  ] [  ]          

Примечание: клавиши ПП, 0, 9 — в программе кассеты «Шахматы» не используются, поэтому их скан-коды не определить экспериментально.

На запись
  • f7h — управляющий порт КР580ИК55, в самом начале задаётся режим 90h — порт А ввод, порты B/C вывод
  • f6h — порт КР580ИК55 — управляющий байт
  ┌──┬──┬──┬──┬──┬──┬──┬──┐ 
  │ 7  6  5  4│ 3  2  1  0│ 
  └─┬┴─┬┴─┬┴─┬┴─┬┴─┬┴─┬┴─┬┘ 
    │     │  │  └──┴──┴──┴── выбор индикатора
   звук   │  └── вы проиграли
          └───── вы выиграли
  • f5h — порт КР580ИК55 — передаёт байт для 7-сегментного индикатора

Кодирование 7-сегментных индикаторов (1 — сегмент включен, 0 — выключен) — при выводе в порт f5h:

                                   a      
                                  ═╧══    
  ┌──┬──┬──┬──┬──┬──┬──┬──┐    f─╢    ╟─b  
  │ 7  6  5  4│ 3  2  1  0│      ║ g  ║   
  └─┬┴─┬┴─┬┴─┬┴─┬┴─┬┴─┬┴─┬┘       ═╧══    
    ,  a  b  c  d  e  f  g     e─╢    ╟─c 
                                 ║ d  ║   
                                  ═╧══  ╟─,

Изменение значения на 7-сегментных индикаторах выполняется так:

  • Запись в порт f5h байта для индикатора
  • Запись в порт f6h управляющего байта, с указанием выбранного индикатора в нижних четырёх битах
  • Запись нуля в порт f6h

Картридж Шахматы 1

На микросхеме КР568РЕ20003, 8 КБ — размещено с адреса 0000h.

В начале работы задаётся режим портов — в порт f7h пишется 90h, стек устанавливается в f1ffh, очищается ОЗУ f000h-f1ffh.

Адреса ОЗУ:

  • f000h-f03fh — 64 байта образа шахматной доски.
  • f1c8h-f1cbh — четыре байта готовые к выводу на 7-сегментные индикаторы. В начале работы и после сброса там 3b 67 00 30 — это У Р   1.
  • f188h-f18bh — четыре символа для вывода на 7-сегментные индикаторы.

Довольно странно что картридж использует только 512 байт из доступных 1024 байт ОЗУ. ПЗУ также используется наполовину — только 3554 байт из 8 КБ ПЗУ. Mike Watters обнаружил [1], что Интеллект-02 даёт такие же ответные ходы что и шахматный компьютер Fidelity Chess Challenger 3. Судя по характеристикам, очень похоже. Кроме того, Mike заметил что картридж от экземпляра 1991 года выпуска имеет четыре уровня игры вместо трёх, и даёт другие ответные ходы.

Картридж Шахматы 2

ПЗУ 8КБ по адресам 0000-1fffh.

После запуска на индикаторе У Р   1. Кнопкой УИ можно выбрать уровень игры 1..4.

Шахматная доска выглядит в памяти так — ситуация после запуска:

F000: 00 00 FF FF FF FF FF FF FF FF FF FF FF FF 00 00
F010: 00 FF FF FF FF FF FF FF FF FF FF FF FF FF 00 00
F020: 00 00 FF FF 0A 06 08 12 42 08 06 0A FF FF 09 00
F030: 00 00 FF FF 02 02 02 02 02 02 02 02 FF FF 00 00
F040: 00 00 FF FF 00 00 00 00 00 00 00 00 FF FF 00 28
F050: 98 00 FF FF 00 00 00 00 00 00 00 00 FF FF 00 00
F060: 00 00 FF FF 00 00 00 00 00 00 00 00 FF FF 00 00
F070: 00 04 FF FF 00 00 00 00 00 00 00 00 FF FF 00 00
F080: 00 00 FF FF 03 03 03 03 03 03 03 03 FF FF 00 00
F090: 00 00 FF FF 0B 07 09 13 43 09 07 0B FF FF 00 00
F0A0: 00 00 FF FF FF FF FF FF FF FF FF FF FF FF 00 00
F0B0: 00 00 FF FF FF FF FF FF FF FF FF FF FF FF 00 00

Экземпляры устройства

  • № 5250, март 1986 [2]
  • № 6720 июль 1987 [3]
  • № 1649 ноябрь 1987 [4]
  • № 8548 ноябрь 1987 [5] — с этого экземпляра снят имеющийся образ ПЗУ «Шахматы»
  • № 7984 август 1988 [6]
  • № 4288 ноябрь 1988, кассета шахматы № 4315 ноябрь 1988 [7]
  • № 7828 декабрь 1991, кассета шахматы № 2052 май 1989, кассета калах/гран № 8508 март 1989 — Интеллект-02 в коллекции Сергея Фролова

Ссылки